9 ноября 2017 года. Настоятель храма Всех Преподобных Отцев Киево-Печерских иерей Алексей Петухов принял участие в пастырском семинаре "Семейная жизнь священнослужителя", состоявшемся в Андреевском монастыре г. Москвы под председательством Преосвященнешего Феофилакта, епископа Дмитровского, управляющего Юго-Западным викариатством г. Москвы.
По поручению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пастырские семинары, посвященные проблемам семьи, проходят во всех викариатствах города Москвы. На семинаре иерей Алексей Петухов выступил с докладом на тему "Служение супруги священнослужителя". Текст доклада.
Иерей Алексей Петухов
Служение супруги священнослужителя.
Вступление. Цель доклада – постановка вопросов к совместному обсуждению.
Тема, предлагаемая сегодня к обсуждению, – «служение жены священнослужителя», – глубока и неисчерпаема, как часть более широкой темы – служение женщины в Таинстве Брака. Более того, эта тема редко затрагивается в богословской и пастырской литературе, как современной, так и до 1917 года, являясь скорее предметом публицистики в современном медиапространстве, в котором придирчиво и не всегда доброжелательно обсуждаются разнообразные грани пастырского служения. В данном докладе мы попытаемся рассмотреть служение жены священнослужителя как одну из форм церковного служения. Цель данных рассуждений – поставить вопросы к совместному обсуждению этой важной для многих верующих темы и поделиться некоторыми наблюдениями.
1. Значение матери в воспитании будущего священнослужителя.
Широко известны слова Святителя Григория Богослова, восхваляющего брак: «Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается сей любви. В древности не только всем благочестивым любезно было супружество, но даже плодом нежной супружеской любви были тайнозрители Христовых страданий, или пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля из себя породила... но все они – и порождение и слава супружества» [2, с. 140].
Будущие священнослужители рождаются в браке и свои первые шаги в духовной жизни совершают в семье под непосредственным руководством и примером своих родителей. Особенно актуально это было до 1917 года, когда духовенство было сословным и семейное религиозное воспитание имело решающее значение. Однако и в современную эпоху влияние матери на формирование качеств, необходимых для пастырского служения будущего священнослужителя, трудно переоценить. В чем-то можно провести аналогию современной ситуации с эпохой ранней Церкви, когда духовенство было лишено сословности.
В качестве иллюстрации данной мысли, можно указать влияние матери на подготовку к пастырскому служению вселенского учителя Церкви – Святителя Иоанна Златоуста. Его мать, Анфуса, лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), не пожелала выйти замуж вторично, но всецело посвятила себя воспитанию сына. От нее-то малолетний Иоанн и получил первые уроки в христианских истинах и благочестии. Известный афинский и константинопольский ритор Ливаний, на обучению к которому отдала Анфуса своего сына, восхищался добродетелями и умом Анфусы. Думается, что пример матери сыграл немалую роль в воспитании будущего светильника Церкви. Как известно, слова назидают, а дела влекут.
2. Подготовка к служению супруги священника. До 1917 года и современная система подготовки супруги. Сравнительный анализ.
Анна Ромашко, супруга священника и матерь восьмерых детей, так говорит о подготовке к нелегкому служению жены священника: «Будущей супруге священнослужителя до брака необходим независимый от будущего мужа путь во Христе. Если муж ее тащит на закорках в Церковь, потом так же тащит ее на себе в браке, то все кончится печально. Нагрузка священническая слишком тяжела, ему нужна поддержка верующей жены. Будущей супруге священника надлежит сначала искать Христа, а потом — мужа» [4]. С этим трудно не согласиться. Укажу на свой небольшой опыт. На первый курс Московской Духовной Семинарии, куда мне довелось поступить уже будучи женатым, поступили еще двое также семейных семинариста. Брачная жизнь их, к сожалению, не сложилась. От одного ушла жена через два-три года после начала обучения, уже после священнической хиротонии; у второго также распался брак во время обучения, и священником он так и не стал. Подобные истории – редкость в семинарской и академической среде, но произошли эти трагедии именно из-за невоцерковленности «второй половинки», из-за нежелания терпеть неизбежные в данной ситуации трудности и лишения.
Современная ситуация осложняется тем, что до 1917 года существовала продуманная система подготовки будущих супруг священнослужителей. Во многом она опиралась на систему наследственного священства. Вот как рассуждает об этом архимандрит Киприан (Керн): «За немногими исключениями в священническое сословие не «входили инуде». Сын священника наследовал отцу на приходе или же получал приход за невестой. Во всяком случае, он не был чужеродным элементом в духовной среде. Эта же среда силой вековых обычаев и благодаря мудрой попечительности великих русских иерархов, Филарета Московского и Исидора Санкт-Петербургского, прекрасно организовала дело духовной подготовки будущих кандидатов священства и их жен. Если будущий иерей проходил нормальную 10-летнюю (4 года в духовном училище и 6 в семинарии) специальную подготовку, а при способности поступить в высшую школу, и 14-ти летнюю; то с другой стороны во многих епархиях огромной Российской Империи существовали особые «епархиальные училища» для дочерей священников со специальной программой разработанной и мудро приспособленной для нужд будущих жен священников. В этих училищах «епархиалки» проходили наравне с общеобразовательными предметами и широкую церковную программу повышенного изучения церковной истории, кратких курсов богословских, основательного знания церковнославянского языка, и церковного пения, и богослужебного устава. Особое внимание посвящалось на воспитание в духе церковности, строгой морали и светского приличия, равно как и на подготовку девиц к ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей.
Таким образом, за малым исключением эти «епархиалки» заранее себя посвящали к достойному прохождению своего нелегкого звания матушки. Кандидату священства сама жизнь и бытовой уклад облегчали решение этого сложного вопроса устроения своей семейной жизни. Все это, конечно, кануло в вечность с разрушением величественного здания былой России и ее благоустроенного и мудрого уклада жизни» [3, с. 170-171].
В какой-то мере, восполнением системы епархиальных училищ является практика расположения в стенах Духовных школ регентских отделений, воспитавших для Церкви немало замечательных жен священнослужителей. Заметим, что эти отделения, по крайней мере во время моего обучения в Московских духовных школах, пользовались немалой популярностью среди православных девушек, так что конкурс поступления в них был зачастую выше, чем среди соискателей священного сана.
Однако, если говорить о законченной системе подготовки будущих жен священнослужителей, то нужно признать, что в масштабах Русской Церкви дело обстоит не лучше, чем до 1917 года. Вопрос остается открытым для церковного обсуждения. Надеемся, что устроение подобной системы подготовки будущих жен священнослужителей – насущное дело церковного будущего.
3. Служение жены священнослужителя
А. По отношению к мужу.
Церковные уставы и сама жизнь потребует от будущей супруги много качеств: целомудрие, верность, жертвенную любовь, готовность терпеть лишения и невзгоды. Еще раз обращусь к словам Анны Ромашко: «Нагрузка священническая слишком тяжела, ему нужна поддержка верующей жены» [4]. Во времена моего обучения в Московских духовных школах существовала практика собеседования архиерея с вступающим в брак воспитанником духовной школы и его избранницей. Православной девушке стоит понимать, что на поприще жены священника ее ждут непростые испытания.
Перечисляя необходимые для супружеского служения качества, хочу выделить одно, без которого обоих супругов ждут неизбежные скорби. Супруге священника необходимо иметь духовное рассуждение. В церковной агиографии есть удивительные примеры, когда мудрое и рассудительное поведение жены способствовало к духовному возрастанию мужа. Так, святая праведная Нонна и епископ Григорий Назианзин – старший известны в истории Христовой Церкви как супруги, воспитавшие для жизни в Боге одного из трех Вселенских учителей и святителей – Григория Богослова.
Нонна появилась на свет от христианских родителей и сама была благочестивой христианкой. По своему происхождению она принадлежала к патриархальной и, вместе с тем, просвещенной среде. Девочка с раннего детства воспитывалась в евангельской правде и была научена страху Божию, который, по слову псалмопевца Давида, есть начало всякой премудрости.
В юности она по воле Господней была соединена брачным союзом с неверующим мужем. Муж Нонны, Григорий, происходил от отца-язычника и матери-иудейки. В своей вере он следовал обоим, придерживаясь как языческих, так и иудейских заблуждений. В характере, душевном устроении главы семейства имелось немало задатков для благочестивой жизни. Не лишен он был, однако, и недостатков. Самым заметным из них являлась вспыльчивость. Хозяин нередко угрожал провинившимся слугам бичами, но гнев его, вместе с тем, походил на жало пчелы, лишь слегка, поверхностно уязвляющее, и огорчение сменялось скорым помилованием.
Нонна постоянно обращалась к Богу, в посте и со многими слезами умоляя даровать спасение главе ее. Брак с иноверцем приносил ей постоянное ощущение раздвоенности, соединения со Христом лишь одной половиной своего тела; другая половина в это время находилась во тьме, вдали от благодати. Трудно было переносить такое праведной душе. Но в деле спасения женщина проявляла большую мудрость. Она не оставляла попыток повлиять на мужа, стараясь «приобрести» его для христианской жизни различными способами: упреками, увещаниями, услугами. Первенствуя духовно, Нонна считала для себя необходимым покоряться мужу во всем другом, ибо этого требует закон супружества, установленная Богом иерархия в семье. Во всем этом отмечалось такое постоянство, что ее можно было бы справедливо назвать самой терпеливой и мужественной из жен. Непрестанно, по капле умягчалось сердце супруга – так вода в течение многих лет пробивает камень. По молитвам супруги, муж праведной Нонны принял святое крещение, а впоследствии стал епископом [6].
Б. По отношению к детям.
В связи с неизбежной занятостью и многоразличными обязанностями священника воспитание детей практически полностью ложится на его супругу. А семьи священнические, как правило, многодетные. Дело осложняется тем, что по любви к священнику, окружающие зачастую начинают неразумно баловать его детей. Вспоминается ветхозаветная история с детьми первосвященника Илия Офни и Финеесом, наказанных смертью за разнузданное поведение. Также был наказан и сам Илий, за то, что не обуздывал своих детей и не приучал их к благочестию. (1 Цар., 2 глава). Случай вовсе не исключительный. В новейшей истории можно указать на нецерковное воспитание детей даже тех, кто сам проводил высокую духовную жизнь – прот. Валентина Амфитеатрова, священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого). С этим периодически приходится сталкиваться и сегодня. Причины могут быть различные. Сами супруги проходят различные этапы и супружеской и духовной жизни. Одна из причин серьезных упущений в воспитании детей – недостаток церковности и мудрости супруги священника.
В деле воспитания детей, в первую очередь, необходим пример личной жизни, молитва о детях и духовная рассудительность. Церковь знает удивительные случаи, когда в одной семье были воспитаны сразу несколько выдающихся священнослужителей и святых. В этом – несомненная заслуга матери. В качестве примера можно указать семью Святителя Василия Великого. Святая Эмилия, мать Святителя Василия Великого, рано осиротела и хотела остаться безбрачной, но отличалась редкой красотой, настолько, что жить такой одинокой красивой девушке было небезопасно. Поэтому Эмилия предпочла замужество за христианином Василием, адвокатом, а позже - священником. Это была настоящая христианская семья: пять их детей прославлены в лике святых: Святитель Василий Великий, Святитель Григорий Нисский, Святитель Петр Севастийский, Преподобная Макрина, Блаженная Феозва. И этим они в большой степени обязаны матери - супруг умер рано, оставив ее с девятью детьми. Всех она воспитала по-христиански.
В. По отношению к пастве.
Взаимоотношения супруги священника и паствы.
Во время священнической хиротонии с руки священника снимается обручальное кольцо и кладется на престол – знак обручения священника с паствой. Это символическое действо вносит свои коррективы в уклад семейной жизни священника. Здесь церковный порядок ставится выше семейного. Примечательно, что именно эта иерархия закладывает правильные основы устроения самой семьи священнослужителя. Как мудро заметил некто, когда Бог на первом месте, все остальное на своем.
Вот как раскрывает эту грань служения супруги священника архимандрит Киприан (Керн): «Между священником и его женой, которые в идеальной семье привыкли ничего друг от друга не скрывать, встает постепенно целая область сокровенного, доступного священнику и тем или иным его духовным детям, но совершенно закрытая и никогда не открываемая матушке. Дело идет совсем не о банальной ревности. Дело в том, что священник в какой-то, и очень даже значительной мере, духовно и интимно не принадлежит своей жене, но зато очень глубоко связан в этой области с целым рядом лиц, жизнь которых он знает лучше, чем кто-либо иной, интересами которых он живет, как своими собственными, словом, с которыми он крепко связан узами пастырской сострадательной любви, отечества, исповедничества и пр. С ними он составляет одну семью, которая в какой-то мере разрезает его собственную, естественную, законную семью.
Вот в этом-то и состоит особая задача жены священника и особое затруднение в этой «проблеме матушки», найти в себе достаточно такта и внутренней гармонии, широты, чтобы не мешать священнику делать его великое дело руководства чужими душами, их преображения, воспитания и т. д. Паства, ставшая между священником и его женой, есть в значительной мере какой-то пробный камень для матушки и испытание ее чуткости, такта и духовной высоты. Немало бывало в истории и таких печальных явлений, когда жена священника не отдавала себе отчет во всех своих обязанностях, неумно ревновала своего мужа, портила ему его работу, вредила и себе, и ему, и пасомым благодаря своей недостаточной тактичности» [3, с. 174-175].
Вот пример, когда неопытная и неразумная забота о своем супруге одной матушки совершенно испортила ему жизнь на приходе. По окончании семинарии некий батюшка М. был распределен для прохождения своего пастырского служения в далекий военный гарнизон. На офицерском собрании, на котором присутствовал священник и его супруга, было высказано пожелание, чтобы священник плыл на подводной лодке в непростых условиях вместе с личным составом. Молодая матушка в порыве своей супружеской любви имела неосторожность заметить: «Я его никуда не пущу, он у меня один». На собрании присутствовали жены офицеров… После этого случая архиерею пришлось переводить священника на другое место служения.
Заключение.
Подводя итоги, скажем, было бы правильным признать служение супруги священника – одной из форм церковного служения. Примечательно, что если в пособиях по пастырскому богословию говорится о необходимости призвания к пастырскому служению, то тема призвания к служению супруги священника – тема совершенно новая. Между тем, несомненно, что без особого Божия благословения и помощи, дерзну сказать и призвания, невозможно проходить это служение.
Как завершением подвига христианской и супружеской жизни, умилительной была сама кончина святых жен, подвиги которых описаны выше. Так, Святая Эмилия под конец жизни приняла монашество и вместе с дочерью Макриной поселилась в устроенной ими обители на берегу реки Ирис. Дожив до преклонных лет, Эмилия приблизилась к кончине. При разлучении с телом у постели умирающей с обеих сторон сидели дети, Макрина и Петр, и называли по именам остальных братьев и сестер, а она всем, как сокровище, оставляла свое материнское благословение. Потом, положив одну руку на Макрину, а другую на Петра, Эмилия сказала, обратившись к Господу: «Тебе, Господи, отдаю начаток и десятину от плодов моего чрева: начаток – эта перворожденная дочь, десятина – этот последний сын! Ты в Ветхом Завете повелел приносить Тебе начаток и десятину плодов: пусть Тебе будут они благоприятной жертвой и пусть снизойдет на них Твоя святыня!» Святая Нонна скончалась в храме во время молитвы, и смерть ее произвела сильное впечатление на сына.
Наблюдая за многими современными супругами священнослужителей, которые со смирением, мудростью и преданностью воли Божией проходят свое нелегкое служение, завершим сообщение словами Священного Писания, восхваляющего благородный материнский труд: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Пр. 31:10-13; 26-31) [1, с. 884].
Источники и литература.
1. Библия. Брюссель, 1989. 2535 с.
2. Свт. Григорий Богослов. Похвала девству // Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. Т. II. СПб., 1912. 554 с.
3. Проф. архимандрит Киприан (Керн). Православное пастырское служение. СПб., 2000. 384 с.
4. Юлия Ромашко. Могу стать матушкой? // Сайт журнал «Фома» http://foma.ru/mogu-stat-matushkoy.html
5. По материалам сайта «Электронная библиотека bookz.ru» https://bookz.ru/authors/elena-igonina/sem_a-i-_415/page-2-sem_a-i-_415.html
Фотогалерея